Государственная итоговая аттестация в 9 классе
ГИА-9 завершает освоение образовательной программы основного общего образования и является обязательной для выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций.
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА) организуется и проводится:
- в форме основного государственного экзамена (ОГЭ);
- в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
ОГЭ представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ОГЭ сдают обучающиеся по образовательным программам основного общего образования, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе соотечественники за рубежом, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также лица, освоившие образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, допущенные в текущем году к ГИА и в том числе имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
ГВЭ представляет собой форму письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов.
ГВЭ проводится для обучающихся по образовательным программам основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования.
Для этих категорий выпускников ГИА по отдельным предметам может по их желанию проводится в форме ОГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм ГИА. Выбранные выпускником форма (формы) ГИА и образовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.
Нормативная база ГИА-9
Федеральный уровень
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения РФ, Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551)
Постановление Правительства РФ «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приёма граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования» от 29.11.2021 № 2085 (с изменениями на 18 марта 2023 года)
Приказ Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 февраля 2023 № 131/274 «Об утверждении особенностей проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, формы проведения государственной итоговой аттестации и условий допуска к ней в 2022/23, 2023/24, 2024/25, 2025/26 учебных годах»
Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2025 году (письмо Рособрнадзора от 29.10.2024 № 02-311)
Письмо Рособрнадзора от 30.01.2025 № 04-23 «Об обработке персональных данных при проведении государственной итоговой аттестации»
Региональный уровень
Порядок проведения и проверки итогового собеседования по русскому языку на территории Нижегородской области (приказ МОНО от 13.02.2024 № 316-01-63-312/24)
Приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 24.12.2024 №316-01-63-2811/24 «О проведении пробного итогового собеседования по русскому языку для обучающихся IX классов общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2024/25 учебном году»
Приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 03.02.2025 №316-01-63-177/25 «О проведении итогового собеседования по русскому языку в 9 классах в общеобразовательных организациях в Нижегородской области в основной срок 12 февраля 2025 года»
Приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 11.12.2024 № 316-01-63-2724/24 «Об утверждении минимального количества баллов итогового собеседования по русскому языку, необходимых для получения участниками «зачета» в 2025 году»
Муниципальный уровень:
Приказ Управления образования и социально-правовой защиты детства Балахнинского муниципального округа от 26.12.2024 № Сл-103-1164924/24 «О проведении пробного итогового собеседования»
Письмо Управления образования и социально-правовой защиты детства Балахнинского муниципального округа от 31.01.2025 № Исх-103-48863/25 «О проведении итогового собеседования по русскому языку 12 февраля 2025 года»
Школьный уровень:
Дорожная карта (план мероприятий) подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования обучающихся МБОУ «СОШ № 17»
Приказ о проведении итогового собеседования в МБОУ «СОШ № 17» в основной срок 2024-2025 учебного года
Итоговое собеседование
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 г. № 232/551.
Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся 9 классов — умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.